Молодёжь
студенческий отряд экспресс
30.11.2013 - 01:02

Студенческий отряд «Экспресс» - 45 лет в пути (интервью)

В 2013 году областной студенческий транспортный отряд «Экспресс» отмечает 45-летний юбилей. Все эти годы отряд является полноправным партнером железнодорожников. Поколение за поколением, более 40 тысяч студентов разных вузов во время каникул, надевали форму проводников, обслуживая пассажиров в поездах дальнего следования.
Юбилейный для отряда год насыщен мероприятиями. О том, как будет проходить празднование, о трудовых буднях и о многом другом рассказала комиссар ОСТО «Экспресс» Юлия Ладейщикова. В этом году Юлия заканчивает Уральский государственный педагогический университет по специальности «организация работы с молодежью» и собирается продолжать свою работу в отряде уже в качестве полноценного дипломированного специалиста.

Отрядная летопись на сегодняшний день насчитывает десятки, если не сотни ярких, запоминающихся страниц. А какими были первые поездки на целину для ребят, решивших поработать проводниками?

История нашей организации началась в 1968 году, именно тогда было принято решение привлекать студентов высших учебных заведений к работе проводниками в летний период – период массовых пассажирских перевозок. Сначала студенты ездили в рейсы разрозненно, не было отрядов в полном понимании этого слова. Однако в то время уже существовал успешный опыт работы студенческих строительных отрядов, и этот опыт решили перенести на отряды -проводников. И в 1968 году был основан штаб «Экспресса», ставшего сводным отрядом для ребят из всех вузов Свердловска, нынешнего Екатеринбурга.
Время шло. Студенческое отрядное движение развивалось, развивались и отряды проводников: начали складываться традиции, появились форменные куртки-«целинки». И, если сначала отряды проводников не признавали в качестве полноправных студенческих отрядов, то со временем это положение изменилось.

Прошло четыре десятилетия. Как изменилось студенческое движение за эти годы?

Да, с той поры прошло уже 45 лет. Сейчас, помимо строителей и проводников, существуют еще и педагогические студенческие отряды. В Свердловской области студенческое отрядное движение ни на год не прерывалось, даже в годы перестройки ССО не распались, продолжали действовать. И мы всегда гордимся своим непрерывным стажем.
Ныне «Экспресс» приобрел статус общественной организации. В прежние годы отряд объединял только студентов вузов Среднего Урала. Сейчас, поскольку наш опыт работы признан очень успешным по всей стране, Екатеринбург стал своего рода опорной площадкой и для других регионов. На сегодняшний день в расширенный состав ОСТО «Экспресс» входят отряды Свердловской области, Республики Удмуртия, Кировской и Нижегородской областей.
С июля 2002 года ежемесячно выходит отрядная газета «EXпресса», отряд имеет свой Интернет-сайт (ostoexpress.ru).
В течение учебного года в каждом регионе идет работа со своими местными отрядами. Летом, на целине, уже работаем все вместе, в тех городах, куда выезжаем.
Вот уже третий год мы базируемся в летний период не в Екатеринбурге, как это сложилось изначально, а уезжаем в Москву, в Санкт-Петербург и даже в Мурманск. Минувшим летом было десять «базовых» городов: Нижний Новгород, Киров, Ижевск, Вологда, Иваново, Котлас, Кострома и другие.
Два с половиной месяца, с конца июня по середину сентября, ребята там жили единым целинным лагерем, своими отрядами. Также своими отрядами уезжали в рейсы и возвращались обратно, к месту базирования, ставшему на летний период их домом.
Нередко студенты-проводники, работая в каком-то городе, встречаются там с отрядами других направлений: знакомятся, общаются, завязывается дружба. Часто перевозят участников стройотрядов и в качестве пассажиров.

Сколько на сегодняшний день отрядов входит в «Экспресс» и какова общая численность студентов-проводников?

Общую численность посчитать сложно. В течение учебного года обучение проходит много ребят, но летом на целину выезжают не все. Могу сказать, что летом 2013 года проводниками пассажирских поездов работало больше тысячи студентов со всех регионов, входящих в «Экспресс», а обучались или участвовали в отрядных мероприятиях более двух тысяч человек.
Только в вузах Свердловской области действует более 20 отрядов проводников, а общее число отрядов, с учетом других регионов – около 50.
Это цифра большая. И, чтобы достойно работать на уровне Федеральной пассажирской компании, чтобы студентов считали достойными партнерами, нужно этот уровень поддерживать, соблюдать принцип качества и количества, к чему «Экспресс» и стремится.

Какими путями достигается достойное качество обслуживания пассажиров? Существуют ли какие-то особые курсы для проводников-студентов?

При ОСТО «Экспресс» действует собственный учебно-методический центр, имеющий лицензию на обучение профессии «проводник пассажирского вагона». Руководит этим центром Марина Дерунова.
Процесс набора начинается осенью, когда в вуз приходит новое пополнение. Новички-кандидаты приходят в действующие отряды, создаются и отряды новые: «Экспрессу» нужно расти и развиваться. Кандидаты постепенно вливаются в отрядную жизнь, участвуя в различных мероприятиях.
Обучение профессии, как таковое, начинается примерно с февраля. Ребята занимаются в несколько потоков, в очно-заочной форме, в течение двух месяцев. Пройдя обучение, они могут полноценно трудиться в качестве проводников.
В конце июня бойцы отряда сдают сессию, и после этого сразу выезжают в рейсы. Работают полностью июль и август, а также первую неделю сентября.
Представители штаба «Экспресса» регулярно отправляются в регионы, делятся накопленным опытом. Недавно побывали в Кирове, общались с отрядами, обсуждали проблемы.

Проект ОСТО «Экспресс» под названием «Юбилей - дело серьезное!» победил в конкурсе реализации общественно полезных инициатив и получил субсидию екатеринбургской администрации. Какие мероприятия включает в себя предстоящее празднование?

Самое главным юбилейным мероприятием станет студенческий слет, который состоится 30 ноября. По сути, слет – это подведение не только итогов целины, нашего трудового семестра, но и целого года.
Празднование в этом году будет проходить в киноконцертном театре «Космос», как это было в 2008-м, в год 40-летия отряда. Наградим лучших командиров и комиссаров отрядов, выберем лучшие отряды. После торжественной части состоится большой концерт, в котором отряды представляют свои творческие номера. Выступят ребята, которые сейчас являются бойцами отряда. Выступят наши друзья из других отрядов. И, конечно, ветераны «Экспресса».
Мы взаимодействуем с очень многими структурами, и хотелось бы видеть их представителей на нашем празднике. Сейчас уже рассылаем пригласительные письма представителям администрации Железнодорожного района, Екатеринбурга, Свердловской области, представителям руководства РЖД и Федеральной пассажирской компании. Хотим пригласить губернатора области и мэра города и очень надеемся, что они посетят торжество.
В этом году выходит уже третий диск песен студенческих отрядов проводников. Первые два сборника были выпущены к 35-летию и 40-летию отряда соответственно.
Пять лет назад, к 40-летнему юбилею была издана книга «Экспресс. Движение без остановки». Это объемный и серьезный труд, это первая в мире книга студенческих отрядов проводников. В ней собрана вся история движения за четыре десятилетия.
К 45-летию тоже будет выпущено интересное печатное издание - сборник фотографий, интересных фактов, данных. «Экспресс» гордится своей историей и старается ее сохранять.
Всем участникам юбилейной встречи будут вручен новый сборник, а также карманные, настенные и перекидные календари и другие сувениры.
Субсидия городской администрации стала хорошим подспорьем в деле выпуска печатной и мультимедийной продукции к нашему юбилею.

Интересной традицией юбилейных празднований стал «ветеранский рейс». Что это такое?

Студенчество хочется вспоминать долго, особенно если эти годы проведены в студенческих отрядах. Поэтому мы раз в пять лет приглашаем ветеранов нашего движения – людей от 30 и старше, которые сейчас уже заняты совершенно другими делами, работают на разных должностях, но остаются с нами душой.
Мы их собираем, и они отправляются в рейс – выполняют обязанности проводников пассажирских вагонов, общаются, создают творческие работы. Это всем очень интересно. «Ветеранский рейс» у нас проходил дважды: в 2003-м и в 2008-м годах.
В предыдущий такой рейс выезжала, например, Татьяна Георгиевна Мерзлякова, уполномоченный по правам человека в Свердловской области. В свое время она была активным участником студенческого движения.
Обычно «ветеранский рейс» мы стараемся проводить перед юбилейным слетом – в начале ноября. Однако нынче, в связи с некоторыми причинами, ветераны студотряда отправятся в путь в майские праздники 2014 года.

Студенческие годы – это время не только учебы, летней трудовой практики, но и активного участия в добровольческом движении. В «Экспрессе» есть волонтеры?

Да, в волонтерской деятельности мы участвуем. Все студенческие отряды разных направлений шефствуют над определенными социальными объектами и категориями граждан. Бойцы посещают дома ребенка, помогают проводить мероприятия, играют с малышами, гуляют. Для школьников-детдомовцев проводят развлекательные мероприятия. Детям интересно со студентами пообщаться, интересно и целинки разглядывать, на которых что-то нарисовано.
«Экспресс» помогает ветеранам войны и труда. «Пик» помощи приходится на майские торжества в честь Победы. Но стараемся и в другое время их поддерживать. Тем более, что базируемся в центре общественных организаций Железнодорожного района, по соседству с районным советом ветеранов. Если просят сопроводить куда-либо пожилого человека, то выполняем просьбу.

Существуют ли организации, которые помогают «Экспрессу», поддерживают различные студенческие дела и проекты?

У нас нет какого-то постоянного помощника, нет какой-то определенной компании, которая бы нас спонсировала. Есть выпускники вузов, ветераны «Экспресса», которые оказывают помощь в той или иной форме.

«Экспресс» живет, растет и развивается. Без сомнения, на этом пути встречаются определенные трудности и проблемы. Как они решаются?
Конечно, без проблем не обойтись, но удается их успешно решать. Например, были годы, когда студентам-проводникам приходилось работать не напрямую с Федеральной пассажирской компанией, а через компании-посредники. Сейчас положение изменилось: все члены отряда летом трудоустраиваются в ФПК, производятся необходимые отчисления в пенсионный фонд, идет трудовой стаж - несмотря на то, что летом ребята работают всего 2-2, 5 месяца, и еще зимой, в течение двух каникулярных недель, отправляются в зимние рейсы. Пусть студенты работают небольшой по времени срок в течение года, однако оформляются на работу официально: всегда подписывается трудовой договор, делается запись в трудовой книжке.

Наверное, летний трудовой семестр приносит студенту не только материальное, но и моральное удовлетворение?

Подчеркну, что наши ребята зарабатывают неплохо. В городе студенту сложно найти хорошо оплачиваемую работу, которую можно совмещать с учебой. А, выезжая на целину, проводник за лето может заработать сумму, которой хватит, чтобы оплатить последующий год обучения в вузе, и еще останется на ноутбук, на новый смартфон…
Все говорят, что поколения меняются, что молодежь уже не та… Это, конечно, так. Но и современные «прагматичные» студенты едут на целину не только за деньгами. Есть ценности, которые остаются вечными: дружба, романтика, любовь. Да и просто попутешествовать, наконец – это же очень интересно! Когда ты за одну неделю можешь побывать и в Мурманске, и в Анапе – с самого севера на самый юг. Или, например, можешь пожить два месяца в Петербурге, посмотреть, прочувствовать, полюбить этот город, ощутить себя самостоятельным. И, возможно, в дальних краях соскучиться по дому, чтобы больше его оценить.

Как ребята справляются с «нестандартными» ситуациями, могущими возникнуть в рейсе?

Каждый отряд - это «сборная команда»: часть новичков, часть опытных бойцов и часть суперопытных бойцов. Ими руководит начальник поезда, это всегда настоящий профессионал, хороший специалист своего дела.
Работа серьезная, сложная, ситуации возникают разные. Чтобы достойно из них выходить, нужно работать командой. Чтобы был и в отряде командир хорошо работающий, и бойцы все понимали, и начальник поезда поддерживал.
Ребята справляются. Бывают сложные категории пассажиров- те же вахтовики, например. Очень показательно, когда худенькая, маленького роста девчонка наводит порядок, ведет себя, как настоящая хозяйка вагона.
Но в основном мы ездим на южных направлениях, куда уезжают отдыхать семьи с детьми.

Отличается ли «студенческий» рейс от рейса обычного? Какой изюминкой он может запомниться пассажирам?

Работа проводника живая, интересная. Пассажирам очень нравятся наши студенты. На посадке ребята стоят в красивой форме, всегда улыбающиеся, красивые. И определенная, быть может, неопытность молодых компенсируется доброжелательностью, качественным исполнением своих обязанностей. Поэтому нас очень ценят работодатели.
В «Экспрессе» существует специальная программа работы с пассажирами. То есть, помимо своих должностных обязанностей проводника, ребята организуют различные мероприятия, конкурсы. Во время стоянок на больших станциях проводятся концерты силами поездной бригады – поют песни под гитару, показывают сценки. В советское время даже кукольные спектакли устраивали, славились этим.
Или вот, скажем, конкурс стихов для пассажиров. Если люди проводят три дня в пути, они с радостью в таком состязании участвуют. Проводники устраивают и детские игры: стараются работать организованней, чтобы на это хватило времени.
Наши отряды записывают радиопередачи, которые звучат в эфире поездного радио. Рассказываем о студенческом движении и всегда с гордостью подчеркиваем: мы – из Екатеринбурга!

Кроме юбилейных торжеств, к чему еще готовится «Экспресс» этой осенью?

В скором времени состоится совещание по итогам летнего трудового семестра. В каждом из городов есть свой командир зонального штаба, который отвечает за работу всех отрядов проводников в своем регионе. Будем с командирами зональных штабов собираться, анализировать летнюю работу, намечать перспективы.
Все мы, работающие сегодня в штабе общественной организации «Экспресс», вышли из отрядов. Все мы ездили на целину, прошли путь от проводника и дальше. По-другому, наверное, и не может быть: нам хорошо знакомы все проблемы движения «изнутри», мы понимаем, что к чему, ищем и находим наиболее эффективные пути решения различных вопросов.
 

ОСТО "Экспресс"
почтовый адрес: 620027 г. Екатеринбург, а/я 65
e-mail: osto66@mail.ru
http://ostoexpress.ru/

Штаб ОСТО "Экспресс"
Екатеринбург, ул. Челюскинцев, 33-а
тел./факс +7 (343) 358-28-61, 380-18-15

Учебно-методический центр, комиссар ОСТО "Экспресс"
Екатеринбург, ул. Луначарского, 34
тел. +7 (343) 222-03-13
пн – пт, с 9-00 до 18-00.
Каждый вторник в 18-00 - совещание командиров

 

Интервью взяла Наталья Зырянова

Рейтинг публикации:


Новости
<< Ноябрь 2017 >>
пнвтсрчтптсбвснед.
3031010203040544
0607080910111245
1314151617181946
2021222324252647
2728293001020348
Опрос

Повлиял ли на вашу работу закон об иностранных агентах?

Подписка на новости

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

В блогах
09.04.2013

Людмила Лукашёва о борьбе россиян за российское гражданство

«В иске отказать…». Пенсионера с пробитым фашистской пулей свидетельством о рождении не признают гражданином РФ
07.02.2013

Юлия Столба подсчитала, какова очередь в детские сады

Если бы проблему начали решать лет на пять раньше, она была бы менее остра

Социальный портал Урала СоцУрал.РУ. Сайт начал работу 1 марта 2012 года. E-mail для пресс-релизов и другой информации: asi-ural@mail.ru. При использовании информации ссылка на "СоцУрал.РУ" обязательна. О проекте. Дневник проекта. Контакты. Реклама.

.
   

Создание сайта - студия "Лондон"